Создание дополнительных стимулов для удержания врачей на примере стоматологического бизнеса.
25.04.2016
ритейл
Борьба с федеральными сетями : бить или не бить?
12.05.2016
Показать все

Этот невиданный зверь — себестоимость, или поиски точек роста в стоматологическом кабинете.

Определение себестоимости услуг

Спросите почти любого из владельцев стоматологического бизнеса ( крупные стом-сети с отстроенными процедурами управления и регулярным менеджментом оставим за кадром, ибо их доля в общей массе очень не велика) – «какова у вас наценка на услуги ?” Не важно, в каком разрезе : в среднем, по категории услуг, конкретной ли процедуры, думаю ответ Вас удивит. А скорее всего, сам вопрос так озадачит собеседника , что надолго выведет его из общего разговора. Ибо не знает и никогда не знал. В лучшем случае – определяет выручку кассовым методом ( сколько осталось в кармане на конкретную дату за вычетом размена ) и при наличии хорошей памяти, сможет соотнести эту цифру с примерной цифрой расходов. Хотя про загрузку кресел, новые тренды в отрасли и административные проблемы тот же человек вполне способен прочитать Вам впечатляющую лекцию!
Этот «забавный» нюанс ведения дел в частной стоматологии — серьёзная точка роста бизнеса в этом сегменте.
Действительно, вопрос простой по форме, по сути, очень многих ставит в тупик и причин этому несколько:

1. Сложившаяся практика определять цену услуг «по рынку», по ключевому конкуренту;
2. Отсутствие поставленного управленческого учета на предприятии, ибо, — а на кой он..
3. Отсутствие понимания,как это сделать.
4. Все три являются, в 80-90% следствием того, что собственники бизнеса имеют медицинское образование и предпочитают вести бизнес самостоятельно, не привлекая квалифицированные управленческие кадры ( ведь придется делать немыслимое – платить управленцу больше или на уровне самого лучшего врача, который приносит живые деньги! А управленец, что приносит? Примерна такая «логика»… )
Ответ очень прост, и думаю, читатель, ты его давно знаешь, — отсутствие понимания наценки не позволяет выстроить гибкую ассортиментную политику, кратно снижает потенциал развития любого предприятия. ( Я уже молчу про бушующий кризис и важность гибкого ценообразования)

А теперь еще более простой вопрос : а как же рассчитать себестоимость услуг? И не очень простая технология. Косвенные и накладные расходы обсуждать не будем — тут все предельно ясно — речь пойдет о калькуляции прямых затрат,  а точнее, — затрат на материалы и медикаменты.

Путей расчетов может быть несколько, рассмотрим один из возможных.
Предположим, на предприятии не ведется нормальный учет приходов-списаний медикаментов. ( Нет, т.е. он конечно есть, вот только пиковых норм потребления этих самых медикаментов при осуществлении типовых действий из которых складывается та или иная услуга, — нет. Списываются медикаменты по факту выдачи следующей партии в кабинет, или в лучшем случае, — конкретному доктору.). Тогда, —

Шаг1. Определение усредненных расходов материалов и медикаментов на типовые процедуры.

Возьмем в качестве примера терапию. В других видах стоматологических работ – аналогичная ситуация.
Почему «усредненных», спросите Вы? Потому, что на расход этих самых медикаментов влияют как минимум два основных фактора ( про фактор коррупции я упоминать не стану) :

  1. Стиль работы врача;
  2. Величина конкретного зуба, и/или, конкретной полости под пломбу.

Определить можно как минимум двумя путями:

1. По накопленной статистике в информационной системе.

Такая возможность появляется, если в ИС регулярно и точно вносились ВСЕ лечения, и она позволяет детализировать каждую процедуру и разбить процедуры на классы ( простой кариес, осложненный, пульпит и т.п.). Кроме того, в ИС или в бухгалтерской системе есть данные обо всех поступлениях и списаниях медикаментов и расходных материалов (Как правило,  с этим как раз все обстоит хорошо).Простая работа с информацией. Главное – ничего не упустить, Далее – простое деление полученного суммарного за период расхода материалов минус удвоенное количество их же, находящихся в наличии у врачей ( попахивает ревизией, однако…))) на количество конкретных манипуляций. Почему двойной – потому, что вряд ли мы сможем точно установить начальный остаток оных медикаментов на начало исследуемого периода, увы — правда жизни… Не пугайтесь этой «приблизительности» цифр – у Вас будет время их уточнить, проведя ряд ревизий в конце нескольких месяцев подряд, а лучше – года… Поверьте, даже такие данные Вас сильно удивят! Скорее всего после Ваших вычислений и их обнародования, расход медикаментов и одноразовых материалов сильно упадет.

2. Метод более точный, но затратный по времени. Так что, если время не ждет, — см. п.1. Назовем нашу методику – определение материальных затрат по фактическому расходу.

Суть ее в следующем :

a. Проводится ревизия с полным возвратом остатков на склад;
b. Производится выдача каждому конкретному врачу « своего» набора медикаментов;
c. Фиксируется количество и виды манипуляций на момент расходования первого медикамента из набора; если количество случаев не достаточное по мнению исследователя, производится до-выдача закончившегося медикамента и период наблюдений удлиняется.
d. Далее –по аналогии с п.1.

Шаг2. Калькуляция себестоимости.

Исходя из технологической калькуляции (набора манипуляций для каждой процедуры), складываем себестоимость той или иной процедуры, добавляя туда расходы ФОТ, долю распределенных расходов (эл. энергия, офис, налоги и пр.)
Вот так все просто – дерзайте!.